Июнь

Ответить
Аватара пользователя

Автор темы
Любовь
.
.
Сообщения: 7871
Зарегистрирован: 27 ноя 2016 17:35
Имя: Любовь
Откуда: Свердловская обл
Благодарил (а): 4362 раза
Поблагодарили: 6802 раза
Контактная информация:

Июнь

Сообщение Любовь » 02 июл 2018 20:47

-1 июня (19 мая по старому стилю) Иван долгий.
Если первые два дня июня льет дождь - весь месяц сухой.
Идет дождь - несет рожь.
На Ивана Долгого продолжают сажать огурцы.
Садовые ноготки к дождю закрывают цветки.
Цветы сильно пахнут - перед дождем.
Петухи распевают - скоро дождь.
Чем в сухую погоду сеять, лучше пусть в мешке постоит.
В начале июня весна потом умывается, честному народу в пояс кланяется, на красно лето из-под белой ручки глядит.
В июне солнце высоко - с утра до вечера далеко.
Сильные росы в июне - к плодородию, а частые туманы - к обилию грибов.

-2 июня (20 мая по старому стилю) Фалалей Огуречник, Грядочник, Тепловей.
На Фалалея сажай огурцы.
Множество шишек на елях - к урожаю огурцов.
По народной примете, нужно было высевать огурцы.
Делалось это тайно: от любопытных нужно было скрывать и огуречную гряду, и первый выросший на ней огурец.
Этот огурец срывают и закапывают где-нибудь на огороде, чтобы урожай огурцов был хорошим.
«Коли в этот день лягушки расквакались, то непременно огурцов наквакают»
«Если на Фалалееву ночь будет заморозок, то и осенью прихватит растения ранними морозами».

-3 июня (21 мая по старому стилю) Константин Огуречник и Олёна (Елена) Леносейка, Льняница.

Олены - ранние льны и поздние овсы.
Закончив сев хлебов - сеют лен и коноплю.
Хорошо рябина цветет - к урожаю льна.
Если на Олёну ненастье, то и осень будет ненастной.
Девки в этот день волосы не заплетали.
Было поверье, что волосы станут длиннее, долгими, светлыми, как лен, ежели их Алена-льносейка тронет.
А когда солнце заходило, то девицы сходились у трех дорог.
Был обычай плести и трепать будто бы уродившийся ленок.
Старательно творили девушки обряд, выбивали будто бы серебряное семя изо льна, кудель сучили. Да все понарошку.
Но с тайной надеждой, что Алена - льносейка углядит старание, позаботится о судьбе девичьей.
Говорят: «Лен с ярью не ладит». Потому-то никогда на льнищах не сеют ярового хлеба.
На Алену сей лен, также ярицу, гречу, ячмень и позднюю пшеницу, сади огурцы. Говорили: «Алене льны, Константину огурцы».
Поэтому, по традиции, хозяйка, взяв старый и заранее припасенный лапоть, выходила на улицу и ногой волокла лапоть на огород, а там, бросив его на грядку с огурцами, произносила:
«Как густо лапоть сей плелся, так же чтоб густо огурцы мои заплелись!»
Если на Олену дожди и ненастье, то и осень будет ненастной.
Если 3 июнь — дождь с градом, то 3 декабря — снег с крупой.

-4 июня (22 мая по старому стилю) Василиск. День Василиска. Соловьиный день.
Не сеяли, не пахали - этот день пережидали, чтоб поля не засорились, васильки не уродились.
Коли соберешься пахать, сеять, какое дело начинать - погоди, отложи на завтра.
А то куколь да полынь уродится, к избе сухота сухотучая прилучится.
Поэтому в этот день отдыхали - ходили собирать васильки и другие цветы, слушали соловьев.
Следует уделить особое внимание василькам.
На засеянном рожью поле они воспринимаются как сорняк, но, собранные с любовью, могут принести большую пользу человеку.
В этот день славили полевые цветы, рвали букеты, сушили цветы на зиму.
«День-синитель васильков победитель: расцветают все весенние цветы».
Этот день «страшный» — день рождения Василиска, царя змей, который вылупляется из яйца семигодовалого петуха, снесенного 15 января, и высиженного жабой.
Узнать такое яйцо легко — оно абсолютно круглой формы и покрыто не скорлупой, а жесткой кожей.
Если вылупится василиск в какой деревне, начнут сохнуть колодцы, а затем станут сохнуть девки.
Да и хлеб на корню пропадет.
Чтобы этого не случилось, накануне собранные яйца — даже из самых потаенных куриных кладок — варили вкрутую.
Массовое появление оводов - к урожаю огурцов.
Сильные росы на хороший урожай.

-5 июня (23 мая по старому стилю) Левон Огуречник, Леонтий Коноплянник.

В старину конопляное масло часто выручало деревенского жителя.
Сдабривая им каши, макая черный хлеб в конопляное масло, наши предки надеялись в июньском бесхлебном времени не дать болезням привиться к желудку.
Прежде коноплю растили, убирали, обрабатывали под стать льну.
Посконь, грубые ткани ткали из конопляных волокон.
Грубая ткань из конопли хранила овощи, зерно от тления, от замерзания.
Ею укрывали в погребах картофель.
Так что 5 июня "посеешь с крошечку, а вырастет с лукошечку".
На Леонтия лучший срок посева конопли.
На Леонтия кончай посадку огурцов.

-6 июня (24 мая по старому стилю) День Никиты Столпника. Свобориное Дерево.
Свобориным деревом на Руси назывался шиповник.
В народе говорили: «Шиповник цветет — румянец года ведет».
С этого дня, по мнению русского народа, начиналось настоящее лето.
У славянских народов шиповник был символом молодости, красоты и любви.
В стародавние времена к зацветшему кусту приходили, чтобы избыть горечь, успокоить свое сознание.
Едва распускал шиповник цветы, как старая бабка усаживала ребятишек и сказывала им у розового куста байки, чтобы испуг не коснулся детского сознания. Русский народ хорошо знал целебные свойства шиповника.
Потолченные лепестки шиповника врачуют раны, вытягивают костную ломоту из тела.
Мед, сваренный на лепестках шиповника, укрепляет силы, чистит кровь.

7 июня (25 мая по старому стилю) Иванов день. Иван - Медвяные Росы.

Это один из пяти праздников и памятных дней, отмечаемых в течение года и посвящаемых Иоанну Крестителю.
Июньский (по-старому 25 мая) день отмечался, как бы вычленяясь из общего праздника Обретения, который отводится 9 марта в память «обретения» головы Иоанна Предтечи, "казненного царем Иродом по прихоти его злой жены Иродиады.
В церковном календаре он называется «Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня», а в народе его именовали «Иван - медвяные росы».
Роса – характерное для лета атмосферное явление.
С нею связана важная примета, предсказывающая погоду:
если к утру выпадала обильная роса – ожидался ясный солнечный день, а утро посуху – к дождю после обеда.
Роса считалась благодатной влагой, даже обладала волшебными свойствами. Сельские девушки верили, что если, обнажившись, поваляться в высокой утренней росистой траве, то очистишься от скверны и обретешь телесную красоту.
Сильные росы - хороший урожай.
С Иванова дня пошли медвяные (вредные) росы.
Травы и коренья (лечебные) кладут под Иванову росу.
Выходили косцы на луга с рассветом, подчиняясь проверенному многолетним опытом правилу:
«Коси коса пока роса, роса долой – коса домой».
Однако роса росе – рознь.
Иванов день выделялся в крестьянском календаре не благодатной сенокосной страдой, а тревогами и нередко невосполнимым уроном.
Потому и назван был «Иван - медвяные росы».
«Медвяный» в народном говоре – медовый, сладкий.
Вроде бы ничего дурного в себе это выражение не заключает.
Но исстари было примечено, что к третьему «обретеню» на всей зеленой растительности – в поле, на огороде, в саду, на левадах – всюду появлялась липкая роса со сладким, «медвяным» привкусом.
Эта вредоносная роса нападала на рожь в пору колошения и, обратившись в ржавчину, губила колосья, резко снижала урожай житного зерна.
Медвяная, мучнистая роса покрывала и сушила плети огурцов на огороде, от нее жухли и отмирали листья тыквы на бахче.
Когда появлялась «медвяная роса» – это воспринималось как сущее бедствие, перед которым крестьянин оказывался безоружным и бессильным.
Никаких способов и средств защиты от этой напасти он не знал.
Теперь медвяная и мучнистая роса хорошо изучены – это грибковое заболевание растений – и найдены эффективные средства борьбы с ним.
А в давние времена губительные «медвяные росы» считались божьим гневом или дьявольским наущением и в стремлении отвести злую напасть крестьяне обращались к Иоанну Крестителю, просили его заступничества.
Однако за этими росами признается и целебная сила.
Начинали сбор некоторых лекарственных растений.
В этот день замечают рябину.
Если на ней бывает много цветов, то будет хороший урожай овса.
Если пчелы роем гудят на цветущей рябине — следующий день будет ясным.
Поздний расцвет рябины — к долгой осени.
Обыкновенно в день памяти Иоанна Предтечи сажают капусту с разными наговорами и особенного рода предосторожностями, чтобы никто не видел посадки.

-9 июня (27 мая по старому стилю) Федора. Федорин День.
9 июня был отмечен особой приметой: в этот день нельзя было подметать пол в доме - считалось, будто таким образом «выносится сор из избы», что приведет к ссорам в семье.
В народе считали, что в этот день лучше не болтать бабам друг с другом, чтобы не накликать беды и чтобы вся деревня не узнала о том, что творится в избе.
Ссор в этот день не начинали, потому что Федора за углом норовит узнать о худом. «На Федору — не выноси из избы сору!».
Посудачить можно было и в другой денечек, а в этот день, мол, Федора за углом норовит узнать о худом.
Люди, связанные с торговлей, ставили в этот день для своего домового за печку горшочек каши и бросали несколько монеток в надежде, что это принесет им прибыль.

-10 июня (28 мая по старому стилю) Евтихий Тихий. Никита Гусятник. Полудницы.
Никита в народе почитается стражем гусей, отчего его попросту и называют Гусятником.
По народному представлению, Никита охраняет преимущественно маленьких гусей, не допуская к ним орлов, ястребов и других хищных птиц.
Этот день называли Полудницами.
Полудницы — особые духи, внешне похожие на обычных земных женщин или, вернее, статных баб.
Они летали кругами над полем в жаркие дни.
Соблазняли они мужиков, прилегших на меже в поле, зависнув над ними.
Надо тут зажмуриться и сказать:
Господи, спаси меня от соблазна.
В этот день беременных тоже посылали в поле — чтобы крепость у колоса обрести. Считалось, что родить на хлебной ниве, в поле — к легким родам, к здоровому ребенку.
А еще примечали: если этот день тихий — жди хорошего урожай.

-11 июня (29 мая по старому стилю) Феодосия Колосяница.

Колос цветет, наливается - хлеб колосится.
На Феодосию начинает рожь колоситься и идут первые белые - колосовики. «Колосится рожь — много грибов найдешь, а если зной июнь — на колосовики плюнь».
Старики говорят: рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает.
Взошли хлеба — не дивись, налились хлеба — не хвались.
Хлеб на току — про урожай толкуй.
Когда рожь цветет, нельзя холстов белить.
Кукушка житным (ржаным) колоском подавится (т.е. перестанет куковать, когда рожь заколосится).
Даст бог дождь, уродится и рожь.
Урожай на черемуху, так и на рожь.
После урожая на конопляное семя родится рожь.
Прыгать и скакать на Феодосью было нельзя, чтобы не потревожить землю, которая, по мнению крестьян, тяжела стала.
В общем, в делах с рожью все надежды возлагались на милость святой Феодосьи.
С этого дня начинают скотину кормить печеными сочнями и хлебными баранками, с надеждой, чтобы она больше плодилась.


-12 июня (30 мая по старому стилю) Исакиев день. Исаакий - Змеевик, Змеиный праздник.

По народной примете, в этот день змеи выползали из своих зимних нор.
Они ползут на свои свадьбы и каждому встречному готовы мстить без милосердия.
Если в этот день змея укусит человека, вылечить его будет очень трудно, поэтому по лесу и лугу советовали ходить очень осторожно.
«Не ходи в этот день в травы, не тревожь лесные чащи, не пытай судьбы».
Свойство гнать змей приписывали марьиному корню, а также свежим веточкам руты. От укуса змей и от разной нечисти делали защитные обереги из ясеня.
В этот день традиционно сажали бобы.

-13 июня (31 мая по старому стилю) Еремей Распрягальник.
С посевом покончено.
Если 14 мая был днем Еремия Запрягальника, потому что начинали сев, то 13 июня сев уже заканчивали, а потому и день называли Еремеем Распрягальником.
Говорили:
«Еремей сев начинает, Еремей и заканчивает».
Кукушка кукует — хорошая погода будет.
Зацветает малина.
Сильная роса - к ясному дню.
Нет росы вечером - жди на другой день дождя.
Роса скоро высыхает - к дождю.
Если капельки росы висят на кончиках листа, травы - жди дождя.
Чем обильнее роса ввечеру, тем на завтра - жарче.

-14 июня (1 июня по старому стилю) Устин и Харитон. Устин, Брусничные Губы.
«Мужик Устин между маем и июнем перегораживает».
В этот день сеяли гречиху и замечали восход солнца:
Красное утро на Устина - красный налив ржи.
Пасмурное утро на Устина - к урожаю яровых.
Устин тянет вверх коноплю, а Харитон - лен.
Советуют следить за погодой и примечать, откуда ветер дует.
Если ветер с северо-запада - погода ухудшится («к дождю-ненастью»), ветер с востока - к поветрию, то есть к болезням.
Существовал даже обычай заклинать ветер, который в это время особенно влиял на рост хлебов.
Если живешь не на небе, заботься сам о хлебе.
В этот день запрещалось городить огород, иначе случится пожар.
Говорили: «На Устина не городи тына».

-15 июня (2 июня по старому стилю) Никифор, Вьюн Зелёный
Вьюн зеленый. Из цветка - вьюнка сплетали девушки венки, на счастье, на суженых своих.
Мыслями светлыми плели свое будущее.
Это был праздничный день во славу любви и новой жизни, для развития удачной торговли.
Согласно древнерусскому обычаю, вечером после работы в поле и огороде устраивали праздник.
Водили хороводы, ходили по улицам с песнями в честь новобрачных, пили вино и ели пряники, одаривали детей деньгами.

-16 июня (3 июня по старому стилю) Лукьян Ветряк, Ветреник.

На Лукьяна, в канун Митрофана (17 июня), не ложись спать рано, а приглядывайся, откуда ветер дует.
Ветер юговой - урожай яровой, северо-западный - к сырому лету, восточный - к болезням (пригонит заразные болезни).
В вечер под Митрофана "окликают" ветер и просят его пролить дожди благодатные, своевременные:
"Ты подуй-ка теплом теплым, ты пролей-ка, ветер-ветрило, на рожь-матушку, на яровину-яровую, на поле, на луга дожди животворные, к поре, да ко времечку".
Если случится на Лукьяна гроза — сенокос плохим будет.
Весь день идет дождь - к урожаю грибов.
Говорили: «Был бы дождик, будут и грибки».
Перед дождем: человеку спать хочется, собака катается по земле, лошадь фыркает, куры и воробьи в пыли купаются.

-17 июня (4 июня по старому стилю) Митрофан. Митрофан Навозник.
В канун Митрофана не ложись спать рано. "Хоть по стенке ходи, а спать погоди". Окликают на Митрофана ветер.
Просят его пригнать дожди благодатные.
Это самый поздний срок возможных весенних заморозков.
Начинают вывозить навоз на паровое поле.
В этот день обязательно подкармливали растения для хорошего роста и урожаев. «Без навоза-батюшки не жди хлеба от земли-матушки»,
«Добрая земля навоз примет один раз, а помнить будет девять лет»,
«Обманешь поле один раз, а оно тебя - десять».
В этот и последующие дни особое внимание уделяли садовой землянике.
Земляника в поле начинает краснеть.

-18 июня (5 июня по старому стилю) Дорофей. Воробьиные Ночи.
На Дорофея примечают направление ветров, такими же приметами, как в вечер под Митрофана.
Если погода тёплая и ясная – зерно будет крупное.
С этого дня начинаются самые короткие ночи в году — «воробьиные».
Дорофея просят сон дать, к солнцу - о загаданном сказать.
На Дорофея сон - трава расцветает.
Сон - траву называют еще прострелом.
На Дорофея утро вчера мудренее, потому что под головой сон-трава лежит.
Не мудрен сон на Дорофея, да вещий.

-19 июня (6 июня по старому стилю) Илларион. Ларион Пропольник.
С этого дня обыкновенно начинается прополка льна, проса и хлебов.
Говорят: Пришел Илларион - дурную траву из поля вон.
Не справишься с сорняками вовремя — по миру пустят, нахлебники.
Говорили крестьяне: Поле полоть — руки колоть, а не полоть, так и хлеба не молоть, Посеяли злаки, а косим осот да маки.
Но и траву сорную полоть надобно было, ведая, на ущербе ли месяц стоит.
На полную луну полоть бесполезно. Сорняки скоро опять рост возьмут.
Сорняк в поле оставишь - урожай удавишь.
Осот да лебеда - для посевов беда.

-20 июня (7 июня по старому стилю) Федот Страж, Урожайник.
Святой Федот тепло дает - в рожь золото ведет.
Святой Федот на дождь поведет - к тощему наливу (колоса).
Если погода теплая и ясная - зерно будет крупное.
В этот день можно было смело в прудах да реках купаться, никаких русалок не бояться, если помолиться святому Федоту.
Федот, по повериям русского народа, в этот день сидел у воды с острым серпом, если видел русалку, то сразу серпом ей волосы обрезал.
А в волосах у русалок вся сила колдовская была, потому и боялись они Федота.

-21 июня (8 июня по старому стилю) Федор Летний. Стратилат. Колодезник.
Стратилат грозами и грачами богат.
Пора наступления летних гроз.
Федор Стратилат угрозами богат: гром поутру - не к добру: мужик с сеном не уберется, сено погноит.
Если во время грозы слышатся раскаты грома - жди затяжного ненастья.
Перед грозой лес притихает.
Если гром долго гремит - ненастье надолго, а если он переходит с места на место - будет град и холод.
Стратилатовы росы - вещие: большие росы к хорошим льнам да большой конопле. Если на Стратилата большие росы, лето, будь хоть сухое, даст урожай хороший.
С Феодора дня пошли навозница (вывозка навоза на пары).
Клади навоз в пору, соберешь хлеба гору.
На Феодора Стратилата колодцы рой.
Колодезники с вечера под этот день кладут сковороды на места, назначенные для колодезей.
На другое утро, при солнечном восходе они снимают их и по отпотевшей сковороде узнают, где есть вода: сковорода, покрытая водяными струями, указывает на обильные водяные запасы; сковорода, слегка отпотевшая, обещает маловодный колодезь; сковорода, совершенно сухая, ничего не обещает хорошего; сковорода, облитая дождем, предвещает все невыгоды их летних занятий.
Начало сильной жары.
Начинали уборку ржи.

-22 июня (9 июня по старому стилю) Кирилл. Солнцеворот. Конец Весны Начало Лету.
Самый длинный день, самая короткая ночь.
Поспевает земляника – собирали вкусную ягоду и листья, славили это целебное растение.
В этот день сажали позднюю рассаду, заготавливали лекарственные растения.
«На Кирилла - конец весны, почин лету»
«У Кирилла - от земли сила»
«На Кирилла отдает земля солнышку силу».
На Кириллу наступает время косить да сено сушить.
С Кириллина дня - что солнышко дает, то у мужика в амбаре".

-23 июня (10 июня по старому стилю) Тимофей. Тимофей Знамений. День знамений.
Наступает день знамений.
Коли на Тимофея знамения — будет голод.
Знамение - это неожиданное явление, не предусмотренное в календарном цикле.
И тем не менее каждое знамение имело свое толкование.
В каком-то смысле наши предки стремились подготовить себя даже к случайности, к внезапным переменам.
По преданию, в этот день по земле ходят призраки и смущают людей.
Если кому-нибудь привидятся мыши на поле - это к не урожаю, если стая волков - к гибели домашнего скота, стаи ворон предвещают повальные болезни и смерть людей. Если приложить ухо к земле, то, по примете, можно услышать, как стонет земля, - это к пожару.
Радуга к голодному году.
К голодному году в этот день бывали такие знамения: по гумнам бегают вереницами мыши, и никакой глаз сосчитать их не может.
Если по полям во все утро бродят такие стаи голодных волков, что ужас нападает на самого бесстрашного, это значит, что будет в этом году падеж скота.
Если вороны стадами летят из-за лесов, так что и свету божьего не видно, то будет повальный мор людей.
Если же сама Мать Сыра - Земля стонет, да так жалобно, что у крепкого мужика текут слезы от надсады, это предвещает пожар.
Если яровой и озимый хлеб играет от межи до межи да огонь по нему бежит, так что православному человеку и глядеть страшно на такие ужасы, быть засухе.
А если кому в небе огненный змей привидится — неминуема война.
Любой пустяк, на который в другой день и внимания бы никто особого не обратил, на Тимофея обретал пророческое значение.
Кто нечаянно завидит свет в своем доме, жди счастья.
Родинка на таком месте, что самому видно — к худу, а не видно — к добру. Обознаться в человеке — к свадьбе или к покойнику.
Перчатку потерять — к несчастью.
Зеркало разбить — к худу.
Кирпич выпал из печи — к худу.
Счастливо то село, где ни одному человеку ничего не привидится в этот день.

-24 июня (11 июня по старому стилю) Варфоломей и Варнава.
На Варнаву — не рви травы, ибо в этот день по травам, по лугам и полям, по лесам и долам в полдень сила неведомая катается.
Делит между собой уделы: кому во сенях хомуты да вожжи спутывать, кому травы ядовитым жаром полнить, кому во колодце ребеночком рыдать, род людской пугать.

-25 июня (12 июня по старому стилю) Петров день. Петр Поворот, Солнцеворот, Запоздалый Капустник, Рыболов.
Поворот: солнце на зиму, а лето на жару.
Солнце укорачивает ход, а месяц идет на прибыль.
Высаживают последнюю капусту и огурцы.
Коли в Петров день красное лето - зелёный покос, а коли дождь - покос мокрый.
В этот день ходили на рыбалку да готовили блюда из рыбы, прежде всего — уху.
Начало прополки хлебов.
Последний сев поздней гречи.

-26 июня (13 июня по старому стилю) Акулина Гречишница.
Начинают в эти дни сеять гречиху, смотря по погоде.
"Гречиху сей либо за неделю до Акулины, либо неделю спустя".
Акулина звалась «днем кривых огурцов»: посадка огурцов в этот день напрасна, не принесет хорошего урожая - сочных да зеленых плодов.
«С Акулины до половины июля стоит жара»,
«Если ветер северо-западный – к сырому лету».
С этого времени появляется громадное количество слепней, оводов, от которых скот сильно страдает и иногда бегает как шальной, высоко задрав хвост, отмахиваясь им от осаждающих его надоедливых и кровожадных насекомых.
"Акулина - вздерни хвосты": с Акулины и до половины июля скот от жары и оводов бесится.
«Щи да каша – пища наша» – была самая расхожая крестьянская поговорка.
Без хлеба и каши ни во что и труды наши.
В этот день по всей православной России, в селах и деревеньках, варили «мирскую кашу» – Для нищих и странников.
И если выдавался солнечный день, выставляли столы на улицу, и соседи хвалились друг перед другом – у кого каша вкуснее.

-27 июня (14 июня по старому стилю) День Елисея. Елисей Гречкосей, Елисей - по Колено в Овсе.

Продолжали сеять гречиху.
Ее обычно старались сеять в ясную и сухую:
Коли пыль на бороне, то и блин на решете».
Гречиха была очень важной для крестьян культурой.
В народе говорили: Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной».
Если день дождливый, то ещё семь недель будет с дождями.
Начинает цвести липа.
В этот день, если не было дождя, а светило солнышко, заклинали крапиву.
Секли ее, чтобы обожгла она небеса и оттуда хлынули бы дожди.
В этот день освящают всякую новую одежду, чтобы, она не принесла несчастий своему хозяину.
То же касается и вещей, бывших в употреблении.
Всякая вещь несет в себе энергию того, кто ее сшил, продал, носил до вас.
Иногда наш организм откликается на эту энергию благодарно, и тогда, надев обнову, вы чувствуете себя легко и свободно.
А иногда вещь кажется нам неуютной, чужой и носить ее никак не хочется.
Чтобы заменить энергию вещи своей собственной, перед тем как надеть в первый раз, ее необходимо освятить.
Конечно, вещи мы покупаем не накануне этого дня, а круглый год, и было бы глупо освящать то, что вы и так уже достаточно долго носите.
Освящают все то, что вы купили после Нового года и надевали не более трех раз, а также те вещи, в которых вы почему-либо чувствуете себя неуютно.

-28 июня (15 июня по старому стилю) Фит. Амос.
Святого Вита в народе называли Фитом.
Дождь на Фита — плохо для жита. Пришел Амос - пошел в рост и овес.
На Фита, коли хлеб в росте, - прясла ставят.
Охраняют от скотины поле, а скотину от сочной зелени.
А то и беда, бывает, к хлеву подступает. Вздует Пеструху, отъевшуюся на хлебном поле, и уж после на ноги скотину не поднять.
На Фита соловей замолкает.

-29 июня (16 июня по старому стилю) День Тихона.
В этот день церковь отмечала память сразу трех Тихонов.
Тихоновы дни совпадали с началом прополки огородных грядок.
Солнце идет тише. Смолкает птичья звонница.
Зверь ходит тихо - в норы хоронится. Конец поздних яровых посевов.
В этот день проводилась «Толока» - работа за угощение.
Также слово «толока» означит «место, вытравленное скотиной».
Устраивали пир для тружеников, помогавших унавоживать землю.
Работников кормили и потчевали домашними настойками.
Вечером устраивали игры и гуляния, пели песни.
В этот день поздним вечером также устраивался особый обряд «обегания непорочных дев».
Считалось, что если нагие девственницы ночью обегут гурьбой грядки, то это сохранит урожай. (представила)
В эти дни собирают травы. «С Тихона до Купалы (7 июля) собирают лечебные травы».

-30 июня (17 июня по старому стилю) Мануил. Мануил Солнцестой. Савелий, Ярило

Начинается бурный рост растительности.
По омутам распускаются белые кувшинки.
В этот день начинаются зарницы:
Если много зарниц – к хорошему урожаю».
За неделю до Ивана Купала (7 июля) праздновали «ярилки» - праздник, посвященный богу Солнца - Яриле.
На берегу реки или озера разводили костры и варили яйца: чем больше сварено яиц, тем лучше будут нестись куры.
В этот день нечисть к избам подходит; вечером стреляли из ружей, чтобы отпугнуть болезни и злых духов.
Старуха Маниха ходит и людей в леса зовёт, чтобы потом лесовому отдать.
Её дочь - белая русалка Манья, в глубокий омут девок заманивает за цветущей одолень-травой (белыми кувшинками), чтобы на дно утащить.
В старину по всей Руси в этот день шумели ярмарочные гулянья.
На Мануила солнце застаивается (медлит в зените).
Все пошло в рост.
Вечерняя радуга в этот день предвещает хорошую погоду, багровый закат - сильный ветер и ненастье.
У меня нет всего, что я люблю, но я люблю все, что у меня есть!

Ответить

Вернуться в «Народный календарь»